В публикуемой статье А.Новомейского приведены результаты первых исследований необычного зрения Розы Кулешовой.Еще в дореволюционной научной литературе была описана женщина, умевшая с завязанными глазами на ощупь определять цвета, читать сквозь запечатанный конверт. И все же испытываешь волнение, когда знакомишься с Розой Кулешовой. Как объяснить ее удивительную способность определять на ощупь надписи, сделанные различным шрифтом, содержание рисунков на почтовых марках, цвет бумаги, тканей, ниток? Опыты, проведенные доцентами С. Н. До6ронравовым и Я. Р. Фишелевым (г. Свердловск) и дальнейшие исследования, выполненные в психологической лаборатории Нижне-Тагильского пединститута врачом И.М. Гольд6ергом, доцентом М. М. Кожевниковым, и автором этой статьи, позволили заключить, что у Розы имеет место чувствительность, которую можно назвать кожно-оптическим чувством.

ПАЛЕЦ ВОСПРИНИМАЕТ СВЕТ

Роза ощущает цвет луча, пропущенного через светофильтры и падающего ей на пальцы. Роза говорит: "Это красный луч, а это зеленый; это оранжевый, а это голубой" и т. д. Причем, она различает как ярко выраженный, так и слабый цветовой тон луча. Ею хорошо различались цветные лучи, предварительно пропущенные через линзу с водой и затем отраженные на ее руку зеркалом.

Было замечено, что в процессе чтения пальцы Кулешовой иногда идут по белой бумаге под строкой, но Роза читает то, что написано сверху. Чтобы понять это явление, поставили опыт. Розе предъявляли серые треугольники, расположенные на ярком цветном фоне: в одном случае на красном, в другом на зеленом, в третьем - на желтом. Эти серые треугольники при обычном зрительном восприятии из-за действия цветового контраста приобретают, особенно по краям, оттенок, дополнительный к фону, - на красном фоне серый треугольник зеленеет, на зеленом кажется розоватым, на желтом синеет. Палец Розы опускали на середину серого треугольника так, чтобы палец не касался окружающего цветного фона. И она каждый раз ощущала осязаемую поверхность не как серую, а как окрашенную цветом, дополнительным к фону: зеленоватым, розовым и синим. Это значит, что ее пальцы воспринимали свет, отраженный от соседних окрашенных участков, которых она не касалась. Именно возможность чувствования световых различий позволила Розе научится читать рукой крупный текст и цифры через стекло и целлофановую пленку, определять форму и цвет кривой на экране осциллографа, уровень, а порою и окраску жидкостей, находящихся в про6ирках.

СХОДСТВО ОБЫЧНОГО И НЕОБЫЧНОГО ВИДЕНИЯ

Кожно-оптическое чувство у Кулешовой подчиняется тем же законам смешения цветов, что и наши зрительные ощущения. Когда Роза осязала пальцами синий квадрат в лучах красного света, то квадрат ей казался фиолетовым, как и экспериментатору, который на него в это время смотрел. Когда же вместо красного света включали белый свет, то и Роза пальцами и экспериментатор глазами снова видели квадрат синим.

Очень сильно выражена у Кулешовой константность восприятия цвета, то есть относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Писчая бумага, например, воспринимается нами как белая и в условиях яркого солнечного света, и в сумерках, и при электрическом освещении. Если же эту бумагу освещать ярким цветным светом, например красным, то она приобретает цвет освещения. Кулешова же, как это ни странно, при кожно-оптическом восприятии продолжает ощущать писчую 6умагу как белую и в лучах красного фонаря.

В более отчетливой форме, чем у нас при зрительном восприятии, проявляются у Розы Кулешовой в процессе осязания различного рода оптические иллюзии.

КАКОВЫ ЖЕ РАЗЛИЧИЯ?

Врач И.М. Гольдберг беседует с Розой.Кожно-оптическому чувству присущи некоторые особенности, недоступные зрению. Роза научилась на ощупь распознавать цветовые тона, буквы и цифры через лист белой писчей бумаги.

При видении пальцами восприятие электромагнитных колебаний кожным анализатором приводит к возникновению в сознании не зрительных, а особых оптических образов кожной чувствительности. Роза не всегда умеет описать их, но она говорит, что чувствует каждый цвет по-особому - в виде "крестиков", "точек", "волнистых линий", "полосок" и т.п. Эти кожно-оптические ощущения являются для нее сигналами определенных цветовых тонов и изменений в освещенности предметов, так же как для нас такими сигналами являются зрительные образы.

В экспериментах 6ыло замечено, что кожно-оптические ощущения у Розы довольно часто связываются с определенными словесными обозначениями без опоры на зрительные восприятия и представления. Она, например, может хорошо запомнить новый, незнакомый ей цвет, потрогав его руками и услышав его название.

Впоследствии кожные ощущения этого цвета уже прочно связываются в ее памяти с названием цвета, и Роза легко узнает его при вторичном прикосновении. Во время чтения и "рассматривания" картинок зрение вообще ей мешает. Поэтому Кулешова старается прочнее завязать повязку на глазах и сделать так, чтобы свет не проникал к глазам.

Следует отметить, что сама Роза Кулешова это не просто испытуемая, а хорошо натренированный, изобретательный экспериментатор. Нередко бывает, что во время опыта она находит новое решение, предлагает какой-либо новый оригинальный способ и прием.

Каковы перспективы?

Случай с Розой Кулешовой очень интересен. Но все-таки это был единственный случай. Спрашивается, а нельзя ли развить кожно-оптическое чувство и у других людей?

Доцент Новомейский А.С. проводит эксперименты со студентами Нижне-Тагильского пединститута.С этой целью на кафедре педагогики и психологии Нижне-Тагильского пединститута был поставлен эксперимент со студентами художественно-графического факультета. Было отобрано 50 студентов-художнинов. Они приступили к длительным систематическим тренировкам, обучаясь узнавать пальцами рук цветовые тона. Глаза при этом крепко затягивались черной ватной повязкой. Зрение отключалось полностью. Из 50 студентов около 10 показали хорошую кожно-оптическую чувствительность. Они научились распознавать пальцами сначала два, потом три и даже 6ольше цветов. Все те закономерности ощущений цвета, которые были выявлены в эксперименте с Розой Кулешовой, оказались присущими и студентам. Эти данные позволяют надеяться на разработку новых методов помощи людям с дефектами зрения.


Техника - молодежи N4 - 1963 год.

Назад